Ориентирование на местности: применение в туризме и в страйкболе

Предисловие

Данная статья в целом посвящена ориентированию в туристическом применении. В конце отдельных абзацев даны комментарии по поводу применимости тех или иных аспектов в страйкболе. Количество комментариев будет расти по мере перечитывания, обсуждения и анализа. В целом здесь далеко не все подходит к целям страйкбола, но определенные азы, описанные в данной статье, можно и нужно усвоить.

Ориентирование на местности — это понятие очень многозначное, включающее в себя множество приемов и отличающееся многообразием задач. Для любого туриста существенным значением этого термина является умение с помощью карты и компаса передвигаться по незнакомой местности, достигать заранее намеченного пункта.

Чтобы овладеть этим умением в совершенстве, нужно обучиться- технике ориентирования. Что в нее входит?

  1.   Умение читать карту, то есть понимать и объемно представлять себе все, что изображено на карте с помощью тех или иных условных знаков.
  2.  Умение читать местность, то есть, увидев ориентир на местности, быстро отыскать это место на карте.
  3.  Умение работать с компасом при ориентировании карты и определении направления движения.
  4.  Умение отмерять расстояние на карте и на местности.

Прежде всего несколько слов о туристических картах.

Карта

Принцип карты очень прост — это изображение поверхности земли на бумаге с сохранением взаимного расположения природных объектов и расстояний между ними, уменьшенных в определенное число раз. Для изображения объектов местности пользуются условными знаками, которые всегда можно найти в любом географическом атласе.

Опытные туристы очень уважают карты «ориентировщиков» — участников соревнований по спортивному ориентированию. Дело в том, что эти карты составлены чрезвычайно подробно. Они изготавливаются в масштабе 1 : 15000 или 1 : 20000, это значит что одному сантиметру на карте соответствуют 150 или 200 метров на местности. На них изображены мельчайшие детали местности: поляны, небольшие участки кустарника, леса, овражки, ямки, холмики и даже мелкие тропинки.

При изготовлении спортивных карт применяют семь цветов. Черным обозначают искусственные сооружения — дороги, дома. Кроме того, границы лесных и полевых угодий, а также наиболее опасные детали микрорельефа: камни, скалы, скальные воронки. Голубым цветом изображают водоемы, реки, болота. Коричневый цвет используется для изображения форм рельефа с помощью горизонталей. Желтым закрашиваются открытые и полуоткрытые участки, луга и поляны. Зеленым закрашивают не весь лес, а только те участки, которые мешают скоростному движению по лесу — кустарник и лесные заросли. Основной массив леса остается белым — для участников соревнований это не существенно, так как соревнования по ориентированию всегда проходят в лесу. Наконец, красным цветом наносят запрещающие знаки и обозначение дистанции — старт и финиш.

На спортивных картах используется всего 70 условных обозначений, тогда как на обычных топографических картах их около четырехсот. Это существенно разгружает карту, что тоже оценили туристы. Единственный недостаток спортивных карт — составляются они для небольшого, локального участка местности, да и трудно представить, какого размера был бы лист бумаги с нанесенной на него картой хотя бы одного района области в масштабе 1 : 15000! Поэтому чаще всего приходится туристам пользоваться обычными туристскими картами масштаба 1 : 100000, то есть в одном сантиметре — 1 километр. Но чем подробней и «правдивей» карта, тем выше она ценится туристом.

В страйкболе, конечно, необходимость в детализации на уровне карт ориентировщиков возникает не всегда. Но при составлении карт имеющихся полигонов по возможности следует стремиться именно к такому идеалу. В зависимости от размеров полигона детализация составления карты может снижаться, но до предела, не позволяющего бойцу запутаться в ориентирах. Некоторые команды готовят подробные карты полигона перед каждой игрой, нанося массу обозначений и ориентиров, и это дает свои плоды.

Измерение расстояния

Масштаб карты помогает определить по ней расстояние. Достаточно поставить ножки циркуля-измерителя на два пункта, между которыми необходимо измерить расстояние, а затем приложить раствор циркуля к линейному масштабу, как сразу же становится известно нужное расстояние.

Если расстояние большое, его измеряют шагами циркуля-измерителя. Извилистые расстояния можно измерять с помощью шага циркуля в один сантиметр. Если под рукой нет циркуля, можно воспользоваться полоской бумаги и делать на ней отметки интересующего расстояния.

Большие и извилистые расстояния проще всего измерять с помощью курвиметра — специального прибора, предназначенного для этой цели. Его шкала может быть проградуирована в сантиметрах, тогда его показания нужно умножать на величину масштаба. На некоторых курвиметрах шкалы проградуированы сразу в километрах и дают окончательные показания.

В случае отсутствия карты района похода участники туристической группы должны сами сделать схему маршрута (кроки) и составить его описание. В этих случаях очень полезен бывает опыт предшественников, уже проходивших намеченный группой маршрут.

Комментарий: представляется очевидным, что для страйкбольных целей это все не нужно, ибо нет ни времени, ни необходимости.

На местности расстояние до отдаленных предметов определяется примерно, на глаз. При хорошем навыке ошибка в определении расстояния с помощью глазомера не превышает 5 процентов. Необходимо учитывать при этом, что на точность определения расстояния влияют некоторые явления:

  •  слабо освещенные предметы кажутся расположенными гораздо дальше,чем ярко освещенные;
  •  пасмурная погода, дождь, сумерки, туман способствуют завышению расстояния;
  •  при взгляде снизу вверх предметы кажутся ближе (отсюда обычная ошибка новичков в определении высоты горы), при взгляде сверху вниз — дальше.

При определении расстояния можно пользоваться разрешающей способностью нормального зрения, с учетом которой составлена таблица, вобравшая опыт многолетних наблюдений во многих туристских походах.

Примерные расстояния до предметов с начала их видимости (для нормального зрения)

  • Башни и колокольни             16—21 км
  • Ветряные мельницы            11 км
  • Большие здания, поселки    9 км
  • Высокие трубы промышленныхпредприятий      6 км
  • Отдельно стоящие дома      5 км
  • Окна в стенах домов            4 км
  • Трубы жилых домов 3 км
  • Отдельные деревья, люди   2 км
  • Ствол дерева, отдельно идущая машина   1,5 км
  • Столб 1 км
  • Шасси самолета        800 м
  • Ноги идущего человека, ноги лошади       700 м
  • Оконные переплеты            530 м
  • Голова человека       400 м
  • Цвет одежды 270 м
  • Черепицы на крышах           210 м
  • Лицо человека, пуговицы на одежде        160 м
  • Выражение лица человека  110 м
  • Глаза человека          60 м
  • Белки глаз человека  30 м

Расстояние, пройденное туристом, точнее всего можно измерить шагами. Длина шага определяется заранее на специальной мерной дистанции в 200-300 метров. Такое расстояние можно отмерить с помощью рулетки, воспользоваться километровой разметкой на шоссе или железной дороге. Считать лучше всего не каждый шаг, а пары шагов. Кроме того, следует учесть, что длина шага меняется в зависимости от характера местности, поэтому стоит сделать измерения длины шага отдельно для дороги, для заросшей травой местности, для леса, для спуска и подъема.

Азимут

Для того чтобы отыскать намеченную цель с помощью карты и компаса, нужно научиться определять ее азимут.

Азимут — это величина угла между направлением магнитной стрелки компаса на север и направлением на заданный ориентир. Таким образом, направлению на юг соответствует азимут 180 °, на восток — 90 °, а на запад — 270 °.

Сориентировав карту по компасу, можно легко определить азимут намеченной цели.

Есть, однако, некоторые сложности в этой простой, казалось бы, операции. Дело в том, что существует разница между направлением истинного (географического) меридиана и магнитного меридиана, вдоль которого располагается магнитная стрелка компаса. Величина этой разницы для различных местностей различна. Она называется магнитным склонением и указывается на географических картах, ее нужно учитывать при измерениях. Для большей части Европы и Азии величина склонения магнитной стрелки составляет 5-7°

Однако в туристических походах очень часто используются карты, в которых нанесены не географические, а магнитные меридианы — ими можно пользоваться безо всяких поправок, поскольку они составлены с учетом магнитногосклонения.

Определение направления

На первый взгляд движение по азимуту особой трудности не составляет. Сам метод довольно прост: по карте определяется азимут, затем турист прокладывает азимут визуально, выбирает ориентир, лежащий на линии азимута, и спокойно к нему движется. В конце пути его ждет намеченная цель.

Так бы оно и было, если бы не погрешности, которые возникают при любом, даже максимально аккуратно и правильно выполненном измерении азимута. Погрешности появляются по целому ряду причин, и каждая вносит свой вклад в суммарную ошибку, которая может оказаться довольно существенной, особенно если нужная цель отстоит на значительномрасстоянии.

Из-за неточности измерения глазом, из-за помятости бумаги, из-за погрешности отсчета по масштабу накапливается ошибка приблизительно в 0,5 мм. При масштабе карты 1 : 20000 это составит 100 метров.

Но это не самая большая погрешность. При работе с компасом Андрианова, имеющим цену деления в 3 °, достичь такой же точности практически никогда не удается. Минимальная ошибка, как показывает опыт, составляет 5 °. При движении по выбранному направлению такая ошибка дает отклонение от цели примерно на 1/10 часть пути. Если расстояние небольшое, всего, скажем 1 км, ничего особенно страшного не произойдет, турист отклонится всего на 100 метров от цели. Но как быть, если расстояние составляет 10 км, и значит, ошибка получится уже в 1 километр? Так можно и вообще не найти цели.

Комментарий: такие расстояния на полигонах редко можно найти, так что в страйкбольной ситуации проблема отклонений так остро не стоит.

Для того чтобы нейтрализовать ошибки (погрешности) измерения, пользуются некоторыми приемами, которые помогают свести такие ошибки к минимуму.

Промежуточные ориентиры

Прежде всего нужно определить по компасу направление на местности, которое соответствует выбранному вами азимуту. Затем на этом направлении нужно найти какой-то хорошо видный предмет — дерево, куст, столб и т. п. Это будет первый промежуточный ориентир. Дойдя до него, операцию нужно повторить сначала и наметить второй ориентир, затем третий и так далее, пока выбранная цель не будет вами достигнута.

Провешивание пройденного расстояния

Нужно заранее заготовить вешки (лучше всего колья, которые легко заметны среди кустарника) и, выбрав какой-то промежуток, ставить каждый раз вешку, когда этот промежуток будет пройден. Вешки позволяют постоянно контролировать направление движения. Для этого нужно только оглянуться назад, забивая очередную вешку и добиться того, чтобы она стояла точно в створе с предыдущими. Если движение осуществляется зимой, вместо вешек ориентироваться можно по лыжному или пешему следу.

Комментарий: очевидно, что в боевой обстановке это не имеет смысла.

Коррекция по створу

Вместо использования вешек можно поступить несколько иначе. Один из участников группы должен отправиться вперед в направлении выбранной цели. Тот, кто определяет азимут, может корректировать его движение и давать указания, чтобы тот сместился вправо или влево для того, чтобы направление было выдержано максимально точно.

Недостаток этого метода — при большом числе отправленных вперед туристов ими становится трудно управлять.

Комментарий: при передвижении подразделения это может давать свои плоды, когда командир, двигающийся с компасом, корректирует направление движения головного дозора.

Погашение ошибки

Часто ошибка возникает из-за того, что на пути есть препятствие, которое напрямую пройти невозможно (плотная группа деревьев, завалы), приходится его обходить. Чтобы компенсировать возникающую при этом ошибку, рекомендуется обходить такие препятствия поочередно то справа, то слева.

Счет шагов

Это метод контроля, используемый для того, чтобы группа не «проскочила» мимо цели. Если из-за накопившейся ошибки группа не попала точно на выбранную цель, то нужно знать расстояние, на которое она отправилась. Контроль расстояния ведется с помощью счета шагов. Для большей точности считают шаги несколько человек. Если намеченное расстояние пройдено, а цель не обнаружена — это верное свидетельство того, что группа сбилась, и цель осталась либо справа, либо слева, но рядом. Если не контролировать расстояние, можно удалиться от цели очень далеко и вообще потерять ориентировку.

Комментарий: при передвижении по сложной местности к указанной по азимуту точке командиру оптимально выделить одного бойца, считающего шаги; при этом он должен передвигаться в паре с напарником; оба при этом сохраняют бдительность, но напарник прикрывает считающего, т.к. тот, сосредотачиваясь на отмере расстояния, может не сразу среагировать на внезапные действия противника.

Обход непреодолимого препятствия

Если на пути к цели встретилось что-то такое, что пройти невозможно, например озеро, его нужно обойти, но при этом не потерять направления на цель. Нужно наметить новый азимут — вдоль препятствия — и идти, подсчитывая с помощью шагов пройденное расстояние.

Как только группа достигнет края препятствия, нужно вновь вернуться на прежний азимут. Когда препятствие окажется позади, нужно взять азимут, обратный тому, по которому группа шла во время обхода, и пройти тоже расстояние, которое было пройдено группой вдоль препятствия (рис. 49). Как только оно будет пройдено, нужно опять вернуться на первоначальный азимут.

Разделение пути на участки

Если расстояние, которое нужно пройти, довольно большое, и заранее известно, что суммарная ошибка будет значительной, нужно наметить не сразу конечную цель, а разбить весь путь на несколько более коротких участков, не превышающих, как правило, 1 км. Ошибка возникнет на каждом из таких участков, но она не будет, как известно, превышать 100 метров. Поэтому отыскать каждую из промежуточных целей не составит большого труда. В результате и последняя цель будет найдена с ошибкой не более 100 метров.

Комментарий: данный метод был применен на первой тренировке Ведьминого Блока.

Составление таблицы

Этот прием требует предварительной подготовки, которая проводится заранее, до начала похода. Маршрут нужно изучить по карте, разбить на короткие участки, наметить хорошо заметные на местности ориентиры и определить по карте расстояния между ними. Затем нужно составить таблицу, в которою занести участки пути, азимуты этих участков, длину, переведенную в пары шагов. Составив таблицу, необходимо с ее помощью составить схему движения по маршруту, на которой отметить азимуты, длины участков, которые нужно будет пройти, и обозначить все выбранные ориентиры.

Существуют, однако, методы движения к цели, при которых группа сознательно не придерживается точного азимута. Туристы лишь четко представляют себе направление нужного им азимута, но при движении могут в разумных пределах, которые диктуются в каждом конкретном случае особенностями местности, от него отклоняться.

Комментарий: для туристов это неплохо, но не каждый страйкболист захочет заниматься такой подготовкой перед боем. Тем не менее, перед игрой вполне целесообразно подробно изучить карту с расположением респов и основных сюжетных целей и набросать таблицы движения (азимуты, длина участков, ориентиры) для самых основных участков между респами и основными точками. При отсутствии подготовки это бессмысленно, но в случае наличия отлаженного до автоматизма навыка ориентирования по азимуту это может сильно сократить время передвижения подразделения по карте.

Использование особенностей местности

При движении по пересеченной местности группа туристов вполне может, например, воспользоваться дорогами, ведущими в попутном направлении, пусть с некоторым отклонением от выбранного направления движения. Или, скажем, системой лесных просек, по которым идти пусть дальше, но это гораздо проще и быстрее.

Комментарий: в боевой обстановке пересекать местность как раз оптимально с минимизацией использования открытых участков местности с целью уменьшения вероятности обнаружения. Поэтому страйкболисту, в отличие от туриста, оптимально двигаться через самые густые заросли, через которые можно пройти без особого шума.

Отклонение с целью удобства ориентирования

Если группа движется в густом лесу, ошибиться и пройти мимо цели очень просто, тем более если ошибка из-за большого расстояния набегает значительная. Применять провешивание в густом лесу практически невозможно, проходить лес по участкам очень долго, да и участки придется выбирать очень короткие.

В этом случае нужно внимательно рассмотреть на карте, нет ли рядом с целью каких-либо особенностей местности, которые помогут группе точно сориентироваться, еще не доходя до цели. Чаще всего это могут быть линейные ориентиры (реки, дороги, вытянутые озера, линии связи и т. п.).

Утрированная ошибка

Если вероятность ошибки при выходе на цель велика, группа не может точно сказать, где она окажется после прохождения нужного расстояния — справа или слева от цели. Поиск цели в такой ситуации оказывается уравнением с двумя неизвестными.Чтобы этого не произошло, группа заранее уклоняется от цели вправо или влево с тем, чтобы потом искать цель лишь в одном направлении. Это не только позволяет сэкономить время, но и внести осмысленность в действия группы после того, как окажется, что на цель точно выйти не удалось.

Учет времени движения

Чтобы не считать шаги, опытные туристы, хорошо знающие скорость своего хода, могут применять учет времени движения вместо подсчета расстояния. Опытный турист в состоянии отличить не только скорость хода 3 км/час, 4 км/час и 5 км/час, но и заметить более тонкую разницу в скорости — до десятых долей км/час. По карте нужно определить расстояние, прикинуть, с какой скоростью можно без напряжения идти по местности, и подсчитать время, через которое группа должна прибыть на место. Остальное не составляет труда — нужно засечь время, в которое группа начнет движение, и вовремя ее остановить, чтобы начать поиск цели.

Комментарий: в страйкболе это бессмысленно, поскольку скорость движение сильно меняется в зависимости от боевой ситуации: группа может двигаться со средней скоростью, может сильно замедлиться и начать двигаться пригнувшись/ползком (если увеличивается риск обнаружения противником), может ускориться до бега (если срочно нужно подкрепление на другом участке фронта).

Наблюдение за местностью

По карте несложно определить, как должен меняться характер местности при подходе к цели. Если есть спуск или подъем — это хорошие ориентиры для того, чтобы определить примерную близость цели. Можно наблюдать не только за поведением рельефа, но и за характером грунта, например, или породами деревьев в лесу, если это, конечно, признаки, характеризующие приближение цели. При постоянной тренировке умение пользоваться картой и компасом приходит очень быстро, так же, как и искусство безошибочно выходить на цель, не подвергая свою группу блужданию в лесу в двух шагах от намеченной цели.

Резюме: общие навыки работы с азимутом и картой в данной статье приведены в целом неплохо, но работа с картой дана весьма в общих чертах, и многое не во всем применимо к страйкболу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажите, что вы человек, а не бот! *